12 июня 2012 19:03
Большинство россиян довольны метражом своего жилья, но им не нравится качество услуг ЖКХ и отсутствие необходимой для комфортной жизни инфраструктуры. Это показало комплексное обследование условий жизни россиян, обнародованное Росстатом 4 июня 2012 года. Эксперты говорят, что недовольство в сфере ЖКХ может вылиться в противостояние с властью, поскольку коммунальные проблемы четко ассоциируются с неэффективным управлением страной в целом.
Под улучшением жилищных условий власть и граждане понимают совсем не одно и то же. Государство предлагает различные программы помощи покупателям жилья, в то время как большинство россиян недовольны не столько нехваткой квадратных метров, сколько качеством имеющегося у них жилья.
Не устраивает граждан и имеющаяся - а часто как раз не имеющаяся - рядом с домом инфраструктура: плохие дороги и транспорт, отсутствие спортивных площадок, досуговых, образовательных и медицинских учреждений, малое количество магазинов рядом с домом и проблемное ЖКХ. Такой вывод можно сделать из результатов масштабного обследования условий жизни населения, обнародованного Росстатом.
Комплексное обследование Росстата (было опрошено 10 тысяч домохозяйств по всей стране в сентябре 2011 года) свидетельствует, что 70% граждан в целом довольны своим жильем. Они не испытывают стесненности, пояснил глава Росстата Александр Суринов.
Более того, каждая шестая семья (17,8% опрошенных) заявила, что у них есть другое пригодное для жилья помещение. Это может быть еще одна квартира, дом или дача.
Проблема не в метрах, а в инфраструктуре
Росстат, основываясь на данных опроса, рисует вполне благополучную картину - две трети россиян довольны своим жильем.
"По мере развития рыночных отношений, население стало более рационально относиться к жилью, - объясняет директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. - Они оценивают свое жилье более позитивно, чем, например, еще десять лет назад".
Причин тому две, говорит эксперт. Во-первых, теперь собственное жилье приходится покупать. Большинство не надеются получить квартиру, как это было в советские времена, а невозможность его купить из-за высоких цен и снимать из-за неразвитого рынка аренды научили россиян довольствоваться теми метрами, которые у них есть.
Во-вторых, обслуживание жилья дорожает. Граждане понимают, что чем комфортнее и больше по площади будет жилье, тем больше придется за него платить коммунальных платежей и в перспективе - налогов.
Программы государственной поддержки приобретателей и получателей жилья направлены на приобретение квадратных метров в новостройках или на вторичном рынке. Между тем, как свидетельствуют данные Росстата, проблемы кроются не в нехватке метров, а в проблемном ЖКХ и отсутствии необходимой для комфортного проживания инфраструктуры.
Каждый пятый опрошенный Росстатом жаловался на недостаток тепла в домах. Каждый шестой - на сырость, треть опрошенных - на плохую шумоизоляцию и перебои в подаче электроэнергии. Более 40% отметили перебои в водоснабжении.
"Состоянии ЖКХ - это та проблема, которая может серьезно поссорить население и правительство, - говорит Лилия Овчарова. - Накал страстей там такой, что люди воспринимают свои бытовые проблемы как результат неэффективного устройства страны в целом". То есть, пытаясь решить проблему в своем доме, жители понимают, что проблема не в их "коммунальщиках"; так же неэффективно, как их ЖЭК, работает вся страна. "В крупных городах очаг напряженности перемещается в сферу ЖКХ", - предупреждает Овчарова.
Помимо недовольства услугами ЖКХ, список бытовых проблем возглавляют плохие дороги, общественный транспорт и неблагоприятная среда: люди говорят о распространенности алкоголизма, наркомании и вандализма. Остальные проблемы связаны с малой доступностью спортплощадок, культурных центров, образовательных учреждений, больниц, аптек, детских садов.
В сфере ЖКХ и благоустройства окружающей среды усилия государства малозаметны. Исследование условий жизни, представленное Росстатом, должно подвигнуть чиновников скорректировать бюджетные траты по строкам, связанным с жильем.